Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет, а развитию ручной умелости уделяют не достаточное количество времени. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие мелкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
Для того, что бы помочь своему ребенку в развитии ручной умелости родителям рекомендуется проводить:
ü катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;
ü разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
ü сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
ü нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
ü завязывать узелки на шнурке, веревке;
ü застегивать (расстёгивать) пуговицы;
ü играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
ü выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
ü мять руками поролоновые шарики, губки;
ü рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
ü резать (вырезать) ножницами;
ü плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
ü выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
§ перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;
§ уход за срезанными и живыми цветами;
§ водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
§ разбор круп и т.д.